Смогут ли прижиться в России умные «лежачие полицейские»?

По задумке искусственная неровность с помощью дорожных камер будет определять, поднимать барьер или нет. Впрочем, в реальных дорожных условиях, как предполагают специалисты, система может создать аварийную ситуацию

Смогут ли прижиться в России умные «лежачие полицейские»?

Фото: Дмитрий Рогули/ТАСС

Умные «лежачие полицейские» с системой фото- или видеофиксации могут появиться в России уже в 2021 году. Дорожные неровности будут самостоятельно определять, поднимать барьер или нет, сообщает ТАСС со ссылкой на НТИ «Автонет».

На практике это выглядит так: камера фиксирует, что водитель превышает скорость, и дает сигнал умному «лежачему полицейскому». За 100 метров до машины барьер приподнимается, водитель вынужден снизить скорость, чтобы не разбить подвеску.

Главный вопрос — не создаст ли это аварийную ситуацию в реальных дорожных условиях. Проект пока очень сырой, признает пресс-секретарь НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.

— Аварийную ситуацию создает любое препятствие, которое появляется на пути водителя. В частности, любая клумба или любой островок безопасности, который сейчас у нас активно практикуется, неоднократно демонстрируют аварийную ситуацию. Необходимо все-таки понять и обеспечить максимально безопасное расстояние между камерой видеофиксации, которая определяет, что автомобиль превышает скорость, и непосредственно искусственной неровностью. Сейчас нужно примерно 80-100 метров, чтобы у водителя была возможность снизить скорость и понять, что впереди появляется это препятствие. Соответственно, если он не нарушает правила дорожного движения, а едет с заявленной скоростью, то такого препятствия у него просто не возникнет, и подвеска останется цела, да и газовать ему не придется, чтобы не загрязнять окружающую среду дополнительными выбросами.

— А если достаточно плотный поток?

— Сейчас «если» — огромное количество. Идет экспертное обсуждение, финансирование данного проекта пока не выделено. Проект обсуждается именно в части применения, и пока негативных факторов существенно больше, чем позитивных. В Швеции такая система применялась в ряде городов, но массового применения пока не получила.

В Швеции самые безопасные дороги в Евросоюзе. Там есть даже магистрали, которые заряжают электромобили по ходу движения. Однако и в этой стране умные «лежачие полицейские» особой популярности не сыскали.

Непонятно, кто решил, что такая технология заработает в России, где до сих пор не везде есть дороги как таковые. Есть вопросы и к стоимости проекта, отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Теоретически такие устройства ставить можно, но эти вещи очень дорогие и очень капризные в части реализации. Должна быть очень хорошо продуманная конструкция дороги, подложки и так далее. И необходимо серьезное периодическое обслуживание, поскольку при наших условиях — зима, затекание воды и последующее ее замерзание, плюс реагенты и так далее — приведет к тому, что мы будем тратить сумасшедшие деньги на поддержание этой системы в работоспособном состоянии. Деньги огромные, а результат пока еще никем не подтвержденный, то есть сомнительный. Надо заранее видеть, что эта штука лежит. Может быть такое, что впереди едущий нарушитель увидит эту систему в последний момент, резко тормозит, ему сзади приезжает человек, который, может быть, и ехал с разрешенной скоростью, но не успел среагировать в такой ситуации. Тут много нюансов, но это уже нюансы следующего порядка, они чисто гипотетические. Система требовательна к качеству дороги, к качеству установки и так далее — это совершенно точно, здесь можно не гадать».

По словам разработчиков, работа электропривода умного «лежачего полицейского» будет учитывать в том числе данные о самом автомобиле: например, попадал ли хозяин в ДТП, нарушал ли правила дорожного движения. При этом система будет пропускать скорую помощь и пожарные машины.

Источник